Белоусова Татьяна Петровна воспитатель
Сообщение на семинар в ДОУ «Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития»Физкультурно – оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний. В основе закаливания детей используются следующие факторы: - закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент в режиме дня; - закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности; - закаливание проводиться на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребенка. Прекрасным закаливающим средством является вода, поэтому важны полоскание рта (после каждого приема пищи), обмывание рук от плечевого пояса в холодный период времени, в теплый – всего тела, босохождение (по траве летом), по нестандартным дорожкам, растирание стоп о ковровые покрытия в холодный период времени. Особую роль в оздоровлении детей играет фитобар для утреннего чаепития в режиме свободного посещения как оздоровительный кабинет. Коррекционно - прафилактическую работу по предупреждению и исправлению недостатков физического развития целесообразно вводить во все сферы деятельности. В каждой группе можно оборудовать спортивный комплекс, изготовить много нестандартного оборудования: мягкие модули, дорожки для закаливания, мишени для метания. Данная работа организуется в соответствии с намеченными задачами по трем направлениям: -оздоровительное: укрепление здоровья, развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды; -воспитательное: социальное формирование личности с учетом ее фактора развития, воспитания человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности; - образовательное: усвоение систематизированных знаний, двигательных способностей и, в первую очередь, формирование отношения к двигательной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развития физических качеств. Поэтому работа по оздоровлению начинается утром с гимнастики и оздоровительного бега на улице. Одним из важнейших условий воспитания здорового ребенка является рациональный двигательный режим: -утренняя гимнастика (5-10минут); -физкультурные занятия в спортивном зале; -физкультурные занятия на воздухе; - игровая двигательная активность на прогулке ежедневно 30 минут (подвижные игры, спортивные игры, хороводы, элементы эстафет, соревнований); -закаливающие процедуры, упражнения для коррекции плоскостопия ежедневно, дыхательные упражнения; -занятия в тренажерном зале (по графику); -физкультурные паузы между занятиями ежедневно; -физкультминутки на занятии несколько раз в день с использованием дыхательной гимнастики, упражнения для формирования осанки; -спортивные праздники 2 раза в год; -дни здоровья 5 раз в год; -физкультурные досуги 1 раз в месяц; -занятия в секциях, кружках 1 раз в неделю. Физическое здоровье детей в детском саду укрепляется такими средствами как: - физические упражнения; - закаливание (водные процедуры, воздушные ванны, утренняя гимнастика, бодрящая зарядка, полоскание рта, солнечные ванны, фиточай, сон с доступом свежего воздуха, витаминный чай, кварц, чистка зубов); - развитие мышечной активности с помощью тренажеров; - полноценное питание; - гигиена режима; - психогимнастика. При организации закаливающих процедур учитываются следующие факторы: - регулярность; - интенсивность; - комфортность; - эмоциональная расположенность детей к данным мероприятиям. Для физического воспитания детей в детском саду организуются: - физкультурные занятия (занятия – тренировки, занятия – соревнования, сюжетные занятия – зачеты, занятия с элементами корригирующей гимнастики в зале и на спортивной площадке); -туристические походы и прогулки (по лесу, к реке); - спортивные игры; - занятия в тренажерном зале; - секционно – кружковая работа групп; - углубленные осмотры детей врачами с комплексной оценкой здоровья; - использование скрининг – тестов для выявления ранней диагностики заболевания; - плантогафия для выявления уплощенной стопы и плоскостопия; - проверка зрения для выявления ранней миопии; - определение остроты слуха шепотной речью; В штате ДОУ должны быть предусмотрены должности инструктора по физической культуре и медсестры по оздоровлению. Перспективы и контроль в современных условиях, и укрепление здоровья заключаются в следующем: 1) Диспансерное наблюдение в соответствии с видом патологических отклонений в состоянии здоровья и развития; 2) Соблюдения режима дня, обеспечение индивидуального подхода к режиму дня в зависимости от возраста и состояния здоровья; 3) Рациональное питание, сбалансированное по основным витаминам, микроэлементам; исключение из рациона продуктов, вызывающих аллергическую реакцию ребенка; 4) Физическое воспитание с дозированием физической нагрузки в соответствии с уровнем развития ребенка; 5) Профилактические прививки. В оздоровительном блоке выделяются и оснащаются: кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный кабинет, изолятор, фитобар, физеотерапевтический кабинет, оснащенный: лампой «солюкс», аппаратом КУФ№5,тепловлажными ингаляторами, кварцевыми лампами. Медсестра по оздоровлению должна проводить оздоровительные мероприятия, осуществлять контроль за одеждой детей, физическими упражнениями, нагрузками в соответствиями с погодными условиями, контроль за регулярным проведением фитотерапии с детьми всех возрастов. Связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями должен стать воспитатель, который передает домашнее задание, помогает организовать совместные спортивные праздники. Используя различные средства физической культуры важно ориентировать воспитателей, родителей на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок: возрастных индивидуальных физических и психических особенностей детей, широкого и умелого применения природных средств закаливания. Создание условий для физического развития детей Физкультурно – оздоровительная работа является приоритетным направлением образовательного процесса в ДОУ. Вариативность реализуемых образовательных программ позволяет использовать различные формы и направления физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом уровня их развития и состояния здоровья. 1. Одной из таких форм является разработанная модель – социально-оздоровительная технология «Лестница – здоровый дошкольник» с учетом современных нормативных педагогических и санитарно –гигиенических требований. 2. Определяются необходимые условия и рациональные виды двигательной деятельности в каждой возрастной группе, разрабатываются два вида оригинальных тематических ширм: «Со спортом дружить – здоровым быть», «Азбука здорового питания». 3. Составляется система физкультурно – оздоровительной работы с детьми. 4. Разрабатывается комплекс сюжетно-ролевых игр со спортивной тематикой. 5. Обобщается педагогический опыт по темам: a) Психофизическое благополучие дошкольников через осознанное отношение к своему здоровью. b) Формирование осознанного отношения к своему здоровью через развитие двигательных навыков детей дошкольного возраста. c) Значение подвижных игр в развитии двигательных навыков у дошкольников через познание самого себя. Не руководствуясь принципом «Здоровый ребенок – успешный ребенок», невозможно решить проблему воспитания социально адаптированной личности. Осуществление взаимосвязи детского сада и родителей – необходимое условие оздоровления детей. Одним из основных средств педагогической деятельности является создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ. Для правильной организации жизнедеятельности ребенка в детском саду, а также в целях выполнения требований СанПиН 2.4.1 1249-03 к медицинскому обеспечению и оценки состояния его здоровья на каждого воспитанника в группе должен быть оформлен листок здоровья. В нем отражаются следующие сведения: · Физкультурная группа (основная или подготовительная); · Основной диагноз(в обязательном порядке, если ребенок состоит на учете в поликлинике по форме №030-Д/у); · Рост и вес ребенка в начале и середине учебного года (как правило, в сентябре и январе); · Группа мебели, которая может меняться в течении учебного года в зависимости от роста ребенка. В основе физического воспитания лежит концепция авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанный доктором медицинских наук, профессором Ю.М. Змановским. Основная форма учебной работы – физкультурные занятия. Физинструктор строит занятия в трех направлениях: - высокая моторная плотность; - нетрадиционная форма проведения; - использование нестандартного оборудования; - хорошее настроение и радость от общения с детьми. Целью такой работы является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ, родителей, узких специалистов (физинструктор, медработник) комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. Физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должна быть создана богатая материально – техническая база: оборудован спортивный зал, оснащенный всеми видами спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, авторскими нестандартными полифункциональными двигательными игрушками, методическими пособиями, дидактическим материалом. Укомплектован тренажерный зал по профилактической оздоровительной гимнастике, куда входят: Простейшие тренажеры: 1. Гантели. 2. Ролики. 3. Массажные мячи. 4. Эспандеры. 5. Диски здоровья. 6. Сухой бассейн. 7. Тренажер «Твист». Тренажеры сложного устройства: 1. Скамья наклонная. 2. Брусья опорные. 3. Тяга вертикальная. 4. Велотренажеры. 5. Эспандер настенно- напольный. Должен осуществлять тесный контакт с родителями, учреждения социума по развитию интереса к спорту и здоровому образу жизни. На территории детского сада благоустраивается и оснащается: - спортивная площадка с травяным полем, с двухместными беговыми дорожками, гимнастическая стенка, турники, дорожки с препятствиями, бумы, бревна, яма с песком для прыжков, щиты для лазания, метания. - зоны для спортивных и подвижных игр, оборудованные игротекой. Большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно организуется режим детей, зависит сохранение их здоровья. В обязанности инструктора по физическому воспитанию входит: - подбор упражнений для физкультминуток, бодрящей гимнастики, игр между занятиями; - оборудования уголка в каждой группе; - организация совместно – самостоятельной двигательной активности детей в группе (и на прогулке)- «динамический час» в течении дня; - оформление рекомендаций, папок – передвижек, тематических ширм и другой информации для родителей. Основными проблемами в совместной деятельности педагогов и медработниками ДОУ являются: 1. Физическое состояние детей. 2. Оптимизация двигательного режима детей. 3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности. 4. Профилактика заболеваний. 5. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Разрабатывается система мероприятий оздоровительной работы: 1. Фитотерапия (травяные чаи, отвары, настои). 2. Фитонцидотерапия (вдыхание через носовые ходы фитоцидов чеснока лука). 3. Витаминизация третьих блюд. 4. Закаливающие мероприятия. 5. Гимнастика: лечебная, утренняя, бодрящая. 6. Проведение профилактических прививок. 7. Физиотерапевтическое лечение: - соллюс; - КУФ; - общий массаж; - точечный массаж по Уманской; - согревающие тепловые процедуры. В физическом воспитании детей в ДОУ должны использоваться современные рекомендации и технологии, такие как программа «Театр физического развития и оздоровления дошкольников» Н. Ефименко. Старшая медицинская сестра должна: - систематически проводить контроль за физкультурными занятиями, вычисляя общую и моторную плотность; - вести запись в протоколе занятия с физиологической кривой; -осуществлять контроль за соблюдением режима дня в детском саду; -доводить результаты до сведения родителей через групповые информационные блоки и рекламный стенд детского сада. 27 июля 2016 в 13:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.