Белоусова Татьяна Петровна воспитатель

Сообщение на семинар в ДОУ «Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития»

 Физкультурно – оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку  защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний.

В основе закаливания детей используются следующие факторы:

-  закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент в режиме дня;

-  закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

-  закаливание проводиться на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребенка.

Прекрасным закаливающим средством является вода, поэтому важны полоскание рта (после каждого приема пищи), обмывание рук от плечевого пояса в холодный  период  времени, в теплый – всего тела, босохождение  (по траве летом), по нестандартным дорожкам, растирание стоп о ковровые покрытия в холодный период времени.

Особую роль в оздоровлении детей играет фитобар для утреннего чаепития в режиме свободного посещения как оздоровительный кабинет.

Коррекционно - прафилактическую работу по предупреждению и исправлению недостатков физического развития целесообразно вводить во все сферы деятельности.

В каждой группе можно оборудовать спортивный комплекс, изготовить много нестандартного оборудования: мягкие модули, дорожки для закаливания, мишени для метания.

Данная работа организуется в соответствии с намеченными задачами по трем направлениям:

-оздоровительное: укрепление здоровья, развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

-воспитательное:  социальное формирование личности с учетом ее фактора развития, воспитания человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;

- образовательное: усвоение систематизированных знаний, двигательных способностей и, в первую очередь, формирование отношения к двигательной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развития физических качеств.

Поэтому работа  по оздоровлению начинается утром с гимнастики и оздоровительного бега на улице. Одним из важнейших условий воспитания здорового ребенка является рациональный двигательный режим:

-утренняя гимнастика (5-10минут);

-физкультурные занятия в спортивном зале;

-физкультурные занятия на воздухе;

- игровая двигательная активность на прогулке ежедневно 30 минут (подвижные игры, спортивные игры, хороводы, элементы эстафет, соревнований);

-закаливающие процедуры, упражнения для коррекции плоскостопия ежедневно, дыхательные упражнения;

-занятия в тренажерном зале (по графику);

-физкультурные паузы между занятиями ежедневно;

-физкультминутки на занятии несколько раз в день с использованием дыхательной гимнастики, упражнения для формирования осанки;

-спортивные праздники 2 раза в год;

-дни здоровья 5 раз в год;

-физкультурные досуги 1 раз в месяц;

-занятия в секциях, кружках 1 раз в неделю.

Физическое здоровье детей в детском саду укрепляется такими средствами как:

- физические упражнения;

- закаливание (водные процедуры, воздушные ванны, утренняя гимнастика, бодрящая зарядка, полоскание рта, солнечные ванны, фиточай, сон с доступом свежего воздуха, витаминный чай, кварц, чистка зубов);

-  развитие мышечной активности с помощью тренажеров;

-  полноценное питание;

-  гигиена режима;

-  психогимнастика.

При организации закаливающих процедур учитываются следующие факторы:

- регулярность;

- интенсивность;

- комфортность;

- эмоциональная расположенность детей к данным мероприятиям.

Для физического воспитания детей в детском саду организуются:

- физкультурные занятия (занятия – тренировки, занятия – соревнования, сюжетные занятия – зачеты, занятия с элементами корригирующей гимнастики в зале и на спортивной площадке);

-туристические походы и прогулки (по лесу, к реке);

- спортивные игры;

- занятия в тренажерном зале;

- секционно – кружковая работа групп;

- углубленные осмотры детей врачами с комплексной оценкой здоровья;

- использование скрининг – тестов для выявления ранней диагностики заболевания;

- плантогафия для выявления уплощенной стопы и плоскостопия;

-  проверка зрения для выявления ранней миопии;

- определение остроты слуха шепотной речью;

В штате ДОУ должны быть предусмотрены должности инструктора по физической культуре и медсестры по оздоровлению.

Перспективы и контроль в современных условиях, и укрепление здоровья заключаются в следующем:

1) Диспансерное  наблюдение в соответствии с видом патологических отклонений в состоянии здоровья и развития;

2) Соблюдения режима дня, обеспечение индивидуального подхода к режиму дня в зависимости от возраста и состояния здоровья;

3) Рациональное питание, сбалансированное по основным витаминам, микроэлементам; исключение из рациона продуктов, вызывающих аллергическую реакцию ребенка;

4) Физическое воспитание с дозированием физической нагрузки в соответствии с уровнем развития ребенка;

5)  Профилактические прививки.

В оздоровительном блоке выделяются и оснащаются: кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный кабинет, изолятор, фитобар, физеотерапевтический кабинет, оснащенный: лампой «солюкс», аппаратом КУФ№5,тепловлажными ингаляторами, кварцевыми лампами.

Медсестра по оздоровлению должна проводить оздоровительные мероприятия, осуществлять контроль за одеждой детей, физическими упражнениями, нагрузками в соответствиями с погодными условиями, контроль за регулярным проведением фитотерапии с детьми всех возрастов.

Связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями должен стать воспитатель, который передает домашнее задание, помогает организовать совместные спортивные праздники.

Используя различные средства физической культуры важно ориентировать воспитателей, родителей на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок: возрастных индивидуальных физических и психических особенностей детей, широкого и умелого применения природных средств закаливания.

Создание условий для физического развития детей

Физкультурно – оздоровительная работа  является приоритетным направлением образовательного процесса в ДОУ.

Вариативность реализуемых образовательных программ позволяет использовать различные формы и направления физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом уровня их развития и состояния здоровья.

1. Одной из таких форм является разработанная модель – социально-оздоровительная технология «Лестница – здоровый дошкольник» с учетом современных нормативных педагогических и санитарно –гигиенических требований.

2. Определяются необходимые условия и рациональные виды двигательной деятельности в каждой возрастной группе, разрабатываются два вида оригинальных тематических ширм: «Со спортом дружить – здоровым быть», «Азбука здорового питания».

3. Составляется система физкультурно – оздоровительной работы с детьми.

4. Разрабатывается комплекс сюжетно-ролевых игр со спортивной тематикой.

5. Обобщается педагогический опыт по темам:

a) Психофизическое благополучие дошкольников через осознанное отношение к своему здоровью.

b) Формирование осознанного отношения к своему здоровью через развитие двигательных навыков детей дошкольного возраста.

c) Значение подвижных игр в развитии двигательных навыков у дошкольников через познание самого себя.

Не руководствуясь принципом «Здоровый ребенок – успешный ребенок», невозможно решить проблему воспитания  социально адаптированной личности. Осуществление взаимосвязи детского сада и родителей – необходимое условие оздоровления детей.

Одним из основных средств педагогической деятельности является создание здоровьесохраняющей среды  в условиях ДОУ.

Для правильной организации жизнедеятельности ребенка в детском саду, а также в целях выполнения требований СанПиН 2.4.1 1249-03 к медицинскому обеспечению и оценки состояния его здоровья на каждого воспитанника в группе должен быть оформлен листок здоровья.

В нем отражаются следующие сведения:

· Физкультурная группа (основная или подготовительная);

· Основной диагноз(в обязательном порядке, если ребенок состоит на учете в поликлинике по форме №030-Д/у);

· Рост и вес ребенка в начале и середине учебного года (как правило, в сентябре и январе);

· Группа мебели, которая может меняться в течении учебного года в зависимости от роста ребенка.

В основе физического воспитания лежит концепция авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанный доктором медицинских наук,  профессором Ю.М. Змановским.

Основная форма учебной работы – физкультурные занятия. Физинструктор строит занятия в трех направлениях:

- высокая моторная плотность;

- нетрадиционная форма проведения;

- использование нестандартного оборудования;

- хорошее настроение и радость от общения с детьми.

Целью такой работы является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ, родителей, узких специалистов (физинструктор, медработник) комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.

Физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должна быть создана богатая материально – техническая база: оборудован спортивный зал, оснащенный всеми видами спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, авторскими нестандартными полифункциональными двигательными игрушками, методическими пособиями, дидактическим материалом.

Укомплектован тренажерный зал по профилактической оздоровительной гимнастике, куда входят:

Простейшие тренажеры:

1. Гантели.

2. Ролики.

3. Массажные мячи.

4. Эспандеры.

5. Диски здоровья.

6. Сухой бассейн.

7. Тренажер «Твист».

Тренажеры сложного устройства:

1. Скамья наклонная.

2. Брусья опорные.

3. Тяга вертикальная.

4. Велотренажеры.

5. Эспандер настенно- напольный.

Должен осуществлять тесный контакт с родителями, учреждения социума по развитию интереса к спорту и здоровому образу жизни.

На территории детского сада благоустраивается и оснащается:

- спортивная площадка с травяным полем, с двухместными беговыми дорожками, гимнастическая  стенка, турники, дорожки с препятствиями, бумы, бревна, яма с песком для прыжков, щиты для лазания, метания.

- зоны для спортивных и подвижных игр, оборудованные игротекой.

Большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно организуется режим детей, зависит сохранение их здоровья.

В обязанности инструктора по физическому воспитанию входит:

- подбор упражнений для  физкультминуток, бодрящей гимнастики, игр между занятиями;

- оборудования уголка в каждой группе;

- организация совместно – самостоятельной двигательной активности детей в группе (и на прогулке)- «динамический час» в течении дня;

- оформление рекомендаций, папок – передвижек, тематических ширм и другой информации для родителей.

Основными проблемами в совместной деятельности педагогов и медработниками ДОУ являются:

1. Физическое состояние детей.

2. Оптимизация двигательного режима детей.

3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.

4. Профилактика заболеваний.

5. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Разрабатывается система мероприятий оздоровительной работы:

1. Фитотерапия (травяные чаи, отвары, настои).

2. Фитонцидотерапия (вдыхание через носовые ходы фитоцидов чеснока лука).

3. Витаминизация третьих блюд.

4. Закаливающие мероприятия.

5. Гимнастика: лечебная, утренняя, бодрящая.

6. Проведение профилактических прививок.

7. Физиотерапевтическое лечение:

- соллюс;

- КУФ;

- общий массаж;

- точечный массаж по Уманской;

- согревающие тепловые процедуры.

В физическом воспитании детей в ДОУ должны использоваться современные рекомендации и технологии, такие как программа «Театр физического развития и оздоровления дошкольников» Н. Ефименко.

Старшая медицинская сестра должна:

- систематически проводить контроль за физкультурными занятиями, вычисляя общую и моторную плотность;

- вести запись в протоколе занятия с физиологической кривой;

-осуществлять контроль за соблюдением режима дня в детском саду;

-доводить результаты до сведения родителей через групповые информационные блоки и рекламный стенд детского сада.

27 июля 2016 в 13:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.